2017 |  2016 |  2015 |  2014
2013 |  2012 |  2011 |  2010
2009 |  2008 |  2007 | 


№ 10 (53)


№ 9 (52)


№ 8 (51)


№ 7 (50)


№ 5-6 (48-49)


№ 4 (47)


№ 3 (46)


№ 2 (45)


№ 1 (44)

№ 7 ( 50 ) 2009

Факторы трудоустройства иммигрантов

Трудоустройство иммигрантов затрудняет множество таких факторов, которые не влияют на коренных финнов. Самой обычной проблемой, с точки зрения работы или учёбы, является недостаточное знание языка, и порой проблемы, связанные с образованием. В зависимости от исходной страны иммигранта и его личной истории проблемы могут быть уже на общеобразовательном уровне, в худшем случае иммигрант вообще может оказаться неграмотным. С другой стороны, значительная часть, даже можно сказать, основная масса иммигрантов обладает знаниями и умениями вполне соответствующими уровню основной финской школы. Для трудоустройства в Финляндии требуется обычно наличие также и профессионального образования.

В финской трудовой жизни почти всегда кроме практических умений требуются и теоретические знания, в отношении которых образование в разных странах может довольно сильно варьироваться. Частично, а в некоторых отраслях даже полностью, образование может быть прочно связано с культурой, поэтому важно знать также и финскую практику решения вопросов и их обдумывания. Университетское и высшее профессиональное образование - вообще отдельная статья. Здесь могут скрываться весьма своеобразные проблемы. Если образование, особенно в университете, можно получить не только на финском или шведском языке, но и на другом, то это, в свою очередь, может привести к обратным результатам при попытке попасть на рынок труда. Только на самых больших предприятиях обычным рабочим языком служит не финский или шведский, а другой язык.

Своё значение имеет также знание финского законодательства. Например, правила, касающиеся безопасности труда, безопасности клиентов и пациентов, способов строительства, строительных норм и требований, могут сильно варьироваться в разных странах. То, что разрешено в одной стране, запрещено в другой и наоборот.

Проблемой иммигрантов являются различные предубеждения и ожидания. С позиций работодателя, трудоустройство иммигранта на начальном этапе может обойтись дороже, чем трудоустройство финна, из-за моментов, связанных с культурой и знанием языка. Для ознакомления с работой требуются затраты большего количества времени со стороны других работников. Более серьёзной проблемой является завышенное требование к знанию языка. Иногда на высказанное соображение о совершенном владении языком можно только возразить, что вряд ли кто-то и из финнов в совершенстве владеет финским языком. В языковом вопросе дело должно касаться достаточного знания языка с позиций трудовой жизни и учёбы. То же самое относится, естественно, и к образованию. Работодатели могут также опасаться отношения клиентов или коллег по работе к иммигранту, хотя у самого работодателя и отсутствовало бы негативное представление об иммигранте.

В работе должностных лиц также могут быть проблемы при трудоустройстве иммигрантов. Должностные лица тоже люди, у которых могут быть недостаточные сведения и искажённые представления. Кроме этого, предполагается, что чиновник должен быть способен с одинаковой интенсивностью обслуживать всех потребителей его услуг, хотя фактом является то, что иммигранту требуется, например, больше времени на получение им услуг по трудоустройству. У иммигранта не часто имеется сеть контактов, знания и информация о жизни общества, которые, в свою очередь, помогают коренному финну трудоустроиться, обойдясь меньшим количеством официальных услуг.

Активизация информационной, консультационной и инструктирующей работы направленной на иммигрантов, была бы важна на всех этапах. Иммигранта следовало бы инструктировать и консультировать на разных этапах обучения и трудоустройства. Поэтому должностные лица, занимающиеся вопросами трудоустройства и обучения, здравоохранения и социального обеспечения, должны работать вместе. При необходимости, иммигранта надо сопровождать от одних услуг к другим. Следует сделать более чёткой должностную ответственность. Это означает укрепление координационной ответственности министерства внутренних дел, а на территориальном и местном уровне внесение ясности в роль центров и бюро занятости и экономического развития. Ресурсы должностных лиц должны учитывать потребность иммигранта в получении большего количества консультаций и инструктирования. Иммигранты должны быть способны пользоваться теми же услугами, что и коренное население во всех тех ситуациях, в которых нет непосредственной потребности в специализированных услугах для иммигрантов.

С точки зрения отдельного иммигранта, было бы важно, чтобы по его прибытии в страну был проведён мониторинг его знаний и умений с учётом интеграции. Следовало бы также выяснить, можно ли составить индивидуальный план интеграции, по крайней мере, частично обязывающий должност-ное лицо к исполнению. Обычно услуги приходится ускорять, так как долгое ожидание и перекладывание ответственности с одного чиновника на другого, ведёт к потере ресурсов должностных лиц, вызывает чувство неудовлетворённости у иммигрантов и превращает их только в пассивный объект деятельности. Для увеличения информированности должностных лиц было бы важно создать систему, помогающую отслеживать развитие, действенность и эффективность услуг для иммигрантов.

После изучения ситуации иммигранта, при необходимости, следовало бы как можно быстрее направить его на профессиональное обучение или на курсы повешения имеющейся у него профессиональной квалификации до соответствия уровню требований финской трудовой жизни. Следует усилить возможности законодательства об образовании для оценки соответствия образования и признания квалификации с тем, чтобы иммигранта без необходимости не отправляли на курсы обучаться знаниям и умениям, которыми он уже владеет. В случае необходимости, иммигранту следует обеспечить получение основного образования и основного профессионального образования. С другой стороны, иммигранта следует направить на обучение в гимназию, высшее профессиональное учебное заведение или в университет, если его базовые знания и умения предоставляют для этого возможность. Следует активизировать возможности получения основного образования иммигрантами, не имеющими его, а иногда даже и возможности обучения грамоте. Иммигранта, не имеющего основного образования, нельзя оставлять дома ухаживать за детьми и изолировать его от окружающего общества.

Обучение языку - центральный вопрос трудоустройства. Следовало бы иметь возможности организовать языковое обучение во всех уголках страны. При организации обучения необходимо лучше, чем раньше, учитывать уже имеющиеся у иммигранта знания финского или шведского языков и его способности к изучению иностранных языков. Обычно изучение первого иностранного языка даётся человеку труднее всего, а изучение второго и третьего языков идёт уже легче. При организации обучения и формировании учебных групп, по крайней мере, в районах Хельсинки, Турку и Тампере можно лучше, чем раньше, учитывать разный уровень имеющихся у иммигрантов навыков. В таких районах страны, где мало иммигрантов, принимать во внимание уже имеющиеся знания финского или шведского языков может быть затруднительно.

Надо добиться того, чтобы обучение языку происходило беспрерывно. Оно должно начинаться с момента прибытия иммигранта в страну и продолжаться, как составная часть другого обучения и трудовой жизни. Важно, что в школах финский или шведский язык преподаётся иммигрантам не по программе родного языка, а по программе финский или шведский как второй язык. Эта система должна быть распространена на все те учебные заведения, в которых есть учащиеся, нуждающиеся в таком обучении. Важным фактором является также обучение финскому и шведскому языку в высших профессиональных учебных заведениях и университетах, чтобы обеспечить трудоустройство после получения диплома.

Муниципалитеты составили интеграционные программы. В некоторых муниципалитетах они уже могли устареть, так как количество иммигрантов и условия во многих отношениях изменились. Муниципалитетам следовало бы обновить свои интеграционные программы. Различные специальные меры можно принимать в таких муниципалитетах, в которых велико количество иммигрантов. При принятии специальных мер только в одном столичном регионе, ими будет охвачена уже половина проживающих в стране иммигрантов, а если сюда включить ещё регионы Турку и Тампере, то в сфере действия специальных мер окажется ¾ иммигрантов Финляндии.

По вопросам трудовой жизни и деятельности работодателей и предпринимателей можно проводить тренинги не только для самих работодателей, но также и для руководства предприятий, доверенных лиц профсоюзного движения и уполномоченных по охране труда. При необходимости, можно провести обучение и для всего трудового коллектива с целью обретения навыков работы с иммигрантами. В то же время важно, чтобы также и сами иммигранты захотели адаптироваться в трудовом коллективе и познакомиться с товарищами по работе. Это касается также и учёбы. Иммигрант должен согласиться с тем, что дела решаются не всегда так, а порядок мыслей не всегда такой, как в его родной культуре, но, с другой стороны, приемлемые требования иммигрантов можно учитывать в ходе обучения и в трудовой жизни. Гибкость, подвижность и желание понять другого необходимы с обеих сторон.

Важным могло бы стать распространение хорошего опыта через организации предпринимателей. Если на каком-то рабочем месте или предприятии есть хороший опыт трудоустройства и интеграции иммигрантов, то информацию об успешных методах работы следовало бы распространить таким образом, чтобы это принесло пользу и другим предприятиям.

В финской дискуссии об иммиграции упор делался на то, что иммигрант - это не только рабочая сила, но и человек, у которого часто есть также и семья. Супруг иммигранта - самостоятельный человек. Если он сам является иммигрантом, то у него есть права иммигранта, а не только права члена семьи иммигранта. Соответственно, и о детях надо заботиться с учётом длительной перспективы. Им, помимо обучения языку, надо предоставлять также и другие нормальные, предназначенные для детей, услуги, такие как детский сад, основное образование и учёба по окончании основной школы. Было бы очень важно, чтобы дети из семей иммигрантов участвовали в дошкольном обучении, которое играет чрезвычайно важную роль для дальнейшей успешной учёбы в школе. Следовало бы подумать о том, чтобы дошкольное обучение стало частью обязательного образования.

Молодым иммигрантам важно участвовать в подготовительном обучении к основной школе и к учёбе в профессиональном училище, чтобы продолжить затем образование в этих учебных заведениях. Муниципалитетам следует как можно быстрее понять важность организации подготовительного обучения. Школам и учебным заведениям важно поддерживать связь с родителями-иммигрантами. При помощи таких контактов можно делиться друг с другом знаниями о культуре и избегать многих недоразумений. Кроме того, это метод, позволяющий избежать того, чтобы дети прекратили учиться.

У иммигрантов действуют свои общественные организации. Их деятельность важна уже и потому, что через них можно распространять информацию о функционировании финского общества и возможностях получения поддержки. Внутри своей организации можно поделиться опытом, хорошим и неудачным, рассказать о действиях, к которым надо стремиться или которых следует избегать. В то же время всё-таки важно, чтобы иммигранты смело участвовали также и в другой общественной деятельности. Касается ли вопрос спортивных обществ, городских районных объединений, хоров или организаций социальной сферы - участие в них даёт информацию о жизни общества, позволяет получить полезные контакты, а также уменьшает негативное отношение со стороны коренных финнов. С позиций трудовой жизни центральным является участие в профсоюзной деятельности, которое гарантирует позитивное отношение к иммигранту на рабочем месте и получение им той зарплаты и других льгот, связанных с трудовыми отношениями, которые положены им по закону. Членство в профсоюзе даёт также возможность получить помощь и средства к существованию при прекращении трудовых отношений и увольнении.

В качестве последнего момента можно было бы упомянуть, что участие иммигрантов в жизни общества в целом, голосование на выборах, воздействие на жилую и окружающую среду и другая соответствующая деятельность укрепляют, со своей стороны, их позиции и видимость в обществе, а также влияют на отношение коренных финнов. К члену общества относятся всегда более позитивно, чем к отстраняющемуся от других иноземцу.

Иммигранты являются в Финляндии ресурсом, который пока недостаточно используется. Во взаи-моотношениях иммигрантов и коренных финнов важно знакомство друг с другом, принятие друг друга, удовлетворение приемлемых требований и гибкость в своих требованиях и позициях. При помощи сотрудничества и открытости можно достичь многого для изменения позиций коренных финнов и иммигрантов и завоевания доверия между ними.

Пентти Араярви

Наверх


 

Яндекс.Метрика