В этом номере:
Архив:
№ 8 ( 70 ) 2011
Я родился в России, в Ленинграде. Получил специальность настройщика фортепиано и чуть позже - библиографа, работал в Российской Национальной Библиотеке. Закончив аспирантуру Санкт-Петербургской академии культуры (ныне - Санкт-Петербургский университет культуры и искусств), защитил кандидатскую диссертацию. С тех пор преподавал в различных ВУЗах Санкт-Петербурга, одновременно работая настройщиком и реставратором - в том числе на фортепианной фабрике «J. Becker», в Санкт-Петербургской консерватории, музыкальном училище, школе при консерватории, на музыкальном факультете Педагогического университета.
Переезд в Финляндию
Мы с женой узнали о программе возвращения ингерманландцев и около 12 лет ждали своей очереди. Смогли переехать только два года назад. До переезда ездили в Финляндию, здесь нам очень нравится - похожий на питерский климат, спокойная, дружелюбная, миролюбивая и безопасная страна. Наши дети полюбили Финляндию. Сначала заочно - по нашим рассказам, а потом сами убедились, насколько хороша эта страна. Дети с охотой ходят в финскую школу и уже не видят себя живущими в какой-то другой стране.
Финский язык мы с женой стали учить за три года до переезда - пошли на курсы, организованные в Петербурге «Инкерин Лиитто». Замечательные педагоги, приятное общение во многом способствовали изучению языка. Затем и старшего сына отправили учиться в школу с углублённым изучением финского языка, что очень помогло ему в Финляндии быстро влиться в учебную жизнь. В Финляндии я ходил на языковые курсы для переселенцев. Конечно, как у каждого изучающего иностранный язык, были и «ляпы». Однажды, например, говоря о необходимости замены в пианино колков (буквально - «настроечный колышек», viritystappi) - сказал viritystukki - «настроечное бревно».
Мне удалось найти работу по специальности, но не сразу. С первым собеседованием мне очень помог мой преподаватель финского языка Терхо Аронен : он сам вызвался организовать эту встречу и затем переводил её. Я глубоко благодарен ему за это! Немного освоившись в Финляндии, я около полугода рассылал письма по фортепианным мастерским и просто настройщикам, предлагал себя в помощники. К сожалению, не получил ни одного ответа, даже с отказом. «С перепугу» поступил в Политехнический институт Кюменлааксо (KyAMK) по специальности «инженер деревообрабатывающей промышленности». И почти одновременно получил ответ из музыкальной школы города Котка. С осени 2010 года работаю там настройщиком. Работы не много, но я рад и этому - мои навыки не пропадают.
Настройщик фортепиано и историк
В 1991 году я начал собирать материалы для каталога российских фортепианных мастеров. Потребность в таком каталоге осознаёт каждый активно работающий настройщик, постоянно сталкиваясь с вопросами владельцев фортепиано: кто сделал этот инструмент, где он сделан, в каком году, какова его история? И если на вопрос «Кто и где?» можно дать ответ, просто указав на лейбл (этикетку), то на остальные вопросы большинство настройщиков либо с сожалением разведут руками, либо расскажут увлекательную историю об инструменте, ничего общего с реальностью не имеющую.
Оказалось, что моё исследование необходимо не только настройщикам. И в этом меня убедил следующий случай: участвуя в реставрации рояля «J. Becker» № 14028, хранящегося в петербургской консерватории и зарегистрированного как «рояль П. И. Чайковского», мне удалось установить, что рояль никак не мог принадлежать композитору, поскольку был выпущен двумя годами позже. Дальнейшие изыскания показали, что похожие истории повторяются и в других российских музеях.
Сейчас, спустя 20 лет, результатом работы стал иллюстрированный каталог музыкальных фирм и мастеров Российской империи (1725-1918), содержащий почти 1000 имён. Благодаря работе над каталогом, ещё одним открытием стало установление 200-летнего юбилея российского фортепианного мастера Якоба Беккера, известного как в России, так и за рубежом - в том числе в Финляндии. В честь этого события в Москве прошёл ряд концертов, о которых можно прочитать здесь:
www.forumklassika.ru/showthread.php?t=71732&page=13&p=1160571#post1160571
У России и Финляндии - общая история, культура. И даже в фортепианостроении видно взаимо-влияние, взаимопроникновение. Например, финн из Лаппеенранты Л. Штюрцваге открыл фортепианную фабрику в Москве, его рояли продавались всюду, одним из роялей этой фирмы владел композитор А. П. Бородин. Но рояли Я. Беккера были более широко известны в Российской империи, продавались также и в Финляндии и до сих пор живут в финских домах. Надеюсь, многим владельцам фортепиано «J. Becker» будет интересна история своих инструментов, а может кто-то сможет сообщить мне об особо интересных и ценных экземплярах фортепиано и будет продолжать беречь их для потомков ( www.pianoexpert.fi ) .
Максим Сергеев (Пейппонен)