В этом номере:
Архив:
№ 3 ( 27 ) 2016
Общая позиция общественных организаций на мерорприятии «Ночь бездомных 2016»:
Реализованные в 2008–2015 гг. общегосударственные программы по сокращению длительной бездомности (PAAVO 1 и 2) оказались в состоянии эффективно сократить количество длительно бездомных. В то же время риск остаться бездомным касается всё большего количества людей с низким и средним доходом из-за высокого уровня арендной платы или отсутствия жилья по доступной цене, особенно в столичном регионе и в других растущих городах. Одну из наиболее ранимых групп населения образуют одиноко живущие люди с низким доходом.
Особое беспокойство вызывает ситуация молодых людей и иммигрантов: по статистическим данным ARA в 2015 году почти четверть одиноко живущих бездомных были моложе 25 лет и более четверти иммигрантами. Из бездомных семей почти половину составляли семьи иммигрантов. Типичным для бездомности иммигрантов является также так называемая скрытая бездомность, которая не видна в статистике.
Свой дом является одной из основных колонн, на которой держится повседневная жизнь: без постоянного жилья очень трудно сосредоточиться на посещении школы, на учёбе или работе. Эффективная профилактика бездомности снижает риск скатиться на задворки общества и тем самым экономит ресурсы общества в долгосрочной перспективе.
Хотя нехватка жилья и его дороговизна — хорошо известные проблемы, конкретные меры по исправлению ситуации из года в год остаются недостаточными.
«В конечном счёте, это вопрос политической воли», — напоминает Санна Тиивола, исполнительный директор общества Vailla vakinaista asuntoa ry («Без постоянного жилья»).
Тяжёлая ситуация на рынке жилья тормозит становление независимости молодёжи и их уход из отчего дома и является серьёзной проблемой для интеграции иммигрантов. В дополнение ко всему иммигранты сталкиваются с дискриминацией на рынке жилья.
«Касательно иммигрантов во втором или третьем поколении, например, отсутствием навыков финского языка уже невозможно объяснить, почему они из раза в раз остаются в стороне при показе квартир», — отмечает Йенни Тахванайнен, руководитель проекта от общества R3 Maahanmuuttajanuorten tuki ry («Поддержка иммигрантской молодёжи»). «Накопление подобного опыта может усилить ощущение того, что ты посторонний человек».
В 2016 году ожидается, что примерно 10 000 просителей убежища получат вид на жительство. Нехватка доступного жилья замедлит их переход из адаптационных центров в муниципалитеты и начало новой жизни в Финляндии. Кроме того, это усилит противостояние между различными группами населения.
«Вместо противостояния надо сосредоточиться на решениях: не позднее, чем сейчас нужна ответственная жилищная политика, чтобы невыносимую ситуацию на рынке арендного жилья удалось разрешить», — подчёркивает Тиивола.
«Обеспечение доступным жильём в интересах не только новых или уже проживших в Финляндии более длительное время иммигрантов, а это выгодно всем людям с низким и средним доходом», — говорит Риитта Салин, исполнительный директор организации Monikulttuurijärjestöjen yhteistyöverkosto Moniheli ry («Сеть сотрудничества многокультурных организаций»).
Эту позицию поддерживают и поставили подписи:
Источник: Moniheli, 2016
Перевод на русский язык: Лидия Попова